Рассмотрены особенности развития стратегического партнерства в сфере торговли и услуг Донецкой Народной Республики как формата взаимодействия предприятий, направленного на формирование ресурсно-компетентционной базы каждого партнера; показана роль стратегического партнерства в создании динамических способностей предприятия, ориентированных на создание совместной ценности предпринимательских структур. Проведен анализ основных партнеров стратегического взаимодействия в сфере торгово-экономической деятельности с предприятиями Донецкой Народной Республики. Проведен ретроспективный анализ развития стратегического партнерства с другими государствами, в результате которого сделан вывод о том, что изменения мирового бизнес-пространства повлекли неизбежность появления трансформационных форм и способов взаимодействия отечественных предприятий с зарубежными партнерами. Установлены значительные изменения в области экономического сотрудничества Донецкой Народной Республики с предприятиями Российской Федерации после вхождения Республики в состав Российской Федерации. На основе проведенного анализа нормативно-правовых документов и статистического материала определены основные направления стратегического партнерства по регионально-отраслевому признаку, выделены формы стратегического партнерства в соответствии с программой социально-экономического развития Донецкой Народной Республики. Разработан научно-практический подход к интегрированному развитию стратегического партнерства в сфере торговли и услуг Донецкой Народной Республики, сущность которого состоит в определении основных элементов (в их логической взаимосвязи), отражающих общую концепцию развития стратегического партнерства и определяющих основные механизмы стратегического партнерства с учетом поставленных целей, выбора партнеров и нормативно-правовой базы.
Цель статьи заключается в разработке модели экосистемного подхода к предпринимательской деятельности в сфере торговли. Использованы принципы научного исследования, общенаучные и специальные методы, аналитические обследования развития торгового предпринимательства по видам деятельности. Провели анализ динамики роста оборота розничной торговли, сравнили ее с изменением удельного веса организаций розничной торговли, что позволило обосновать выбор объекта исследования - процессы предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли. Определили авторское понимание экосистемы торгового предпринимательства, которое рассматривается как формат взаимодействия предпринимательских структур сферы розничной торговли и потребителей на базе коммерческой и цифровой платформ с целью создания экосистемного совокупного продукта, в качестве которого выступает повышение объема продаж. Разработали экосистемную модель организации предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, базовой основой которой выступают экосистемная платформа коммерции и цифровая платформа. Целевым вектором экосистемной платформы коммерции является оптимизация взаимодействия между субъектами торгового предпринимательства и координация их операционной деятельности, обусловливающая успешность решения предпринимательских задач. Целевой вектор цифровой платформы направлен на формирование информационной базы, обеспечивающей оптимизацию хозяйственных предпринимательских решений и развитие инновационных предпринимательских стратегий. Использование экосистемной модели в практике торгового предпринимательства дает возможность получения необходимой информации о состоянии потребительского рынка, стратегических изменениях предпринимательской среды, запросах потребителей, а также способствует объединению предпринимателей на базе цифровой платформы для расширения сферы своей деятельности за счет внедрения программного обеспечения и технологий электронной коммерции.