Статья посвящена вопросам места и значения документоведческой компетенции в профессиональной подготовке филологов. Эффективность развития государства во многом определяется качеством подготовки квалифицированных кадров, умеющих решать различные профессиональные задачи, одной из которых является работа с документами. Тенденция к усложнению характера деятельности современного специалиста-филолога ставит новые задачи перед системой высшего образования. Поле профессиональной деятельности филолога можно определить как совокупность разнородных функций из собственно филологической сферы и областей, смежных с нею. Авторы обосновывают необходимость пересмотра подходов к структуре и содержанию профессиональной компетенции филолога в связи с изменениями требований к специалисту со стороны работодателя, именно компетентностный подход лежит в основе стандартов третьего поколения. Готовность к профессиональной деятельности предполагает комплекс ключевых компетенций, обеспечивающих быструю адаптацию выпускника в разных профессиональных сферах деятельности и успешное выполнение большого количества задач, в том числе и работу с документами. Авторы исследования подчеркивают значимость формирования документоведческой компетенции в рамках основных и дополнительных образовательных программ с целью максимального приближения высшего образования к дальнейшей профессиональной деятельности выпускников в соответствии с запросами современного общества.
Цель исследования - рассмотреть концепцию Четвертой промышленной революции (4IR), предложенную Клаусом Швабом для описания текущей трансформации техносферы, характеризующейся сочетанием цифровых, физических и биологических систем, определить вызовы высшему образованию в условиях новой реальности, сделать выводы о приоритетах развития высшего образования в эпоху 4IR. В статье анализируются изменения системы высшего образования и ставятся вопросы о том, как университеты должны проводить обучение в эпоху 4IR. Некоторые из этих вопросов требуют технологических ответов, другие представляют философский вызов, поскольку касаются этики, ценностей и смыслов.
Мотивация и дисциплина являются ключевыми факторами, определяющими успешность образовательного процесса и подготовки обучающихся. Несмотря на тесное переплетение данных понятий, они имеют различную природу и реализуют разные функции в процессе обучения в вузе. Цель статьи заключается в рассмотрении сущности мотивации и дисциплины, их различия и влияния на образовательные результаты.
Статья посвящена вопросам реализации гуманитарной политики в сфере образования и науки, анализу позиций России в глобальных рейтингах «мягкой силы», динамике изменений ключевых параметров ««мягкой силы» в период 2020-2023 годов и воздействующим на нее факторам. Представлен анализ перспективных направлений гуманитарной политики, которые оказывают значительное влияние на повышение привлекательности России в глобальном рейтинге «мягкой силы», особое внимание уделено политике в области высшего образования и науки.
В статье обсуждаются перспективы совершенствования национальной системы высшего образования. Авторский подход состоит в комплексном анализе недавней истории развития российской высшей школы и путей ее динамического движения в горизонте ближайшего времени. Выявляются отдельные компоненты накопленного опыта, который может служить прочной основой для продвижения вперед, а также возможные противоречия и трудности, связанные с необходимостью трансформации высшего образования. Авторы предлагают определенные пути, способные оптимизировать развитие высшей школы, сбалансировать ее деятельность при внедрении тех или иных новаций.
В данной статье решается актуализация проблемы эффективности занятия в высшем учебном заведении на примере занятий по иностранному языку и обосновывается необходимость использования определенных видов заданий на каждом этапе занятия: в начале, середине и конце. Целью данного исследования является определение условий, которые позволяют проследить взаимосвязь между эффективным занятием и профессиональным ростом студентов. Методологическую основу работы составляют концепции определения эффективности обучения, разработанные отечественными и зарубежными авторами. Методами исследования являются анализ и обобщение научно-методической литературы отечественных и зарубежных авторов, а также синтез, наблюдение и сравнение. На основе указанных методов автором определена сущность эффективного занятия, выявлены продуктивные задания на трех этапах занятия и обоснованы условия, при которых возможно проследить связь между эффективным занятием и профессиональным ростом обучающихся. Актуальность и новизна исследования обусловлена недостаточностью работ, посвященных выявлению конкретных заданий, с помощью которых у преподавателя появляется возможность проследить прогресс студентов с целью их дальнейшего профессионального развития. Данная статья подчеркивает практическую значимость работы, которая заключается в возможности использования результатов исследования в методике преподавания иностранного языка.
В статье рассматриваются теоретические аспекты медиакомпетентности студентов в системе высшего образования в контексте отечественных и зарубежных исследований. Отмечается, что перед системой высшего образования в качестве вектора дальнейшего ее развития ставится задача обеспечения условий успешного формирования профессиональной компетентности выпускников, ориентированной на творческое саморазвитие в информационно-коммуникационной среде. Авторы рассматривают сущность медиакомпетентности студентов, а также особенности ее структуры с учетом условий современной системы высшего образования. В статье представлены компоненты, составляющие медиакомпетентность студентов. Авторы приходят к выводу, что медиакомпетентность студентов формируется в процессе практической учебной деятельности при контакте, использовании и конструировании новых медиа по учебной дисциплине и направлена на получение качественного образовательного продукта, ориентированного на решение в дальнейшем профессиональных задач.
Введение. В современных реалиях система образования нуждается в трансформации с учетом задач развития национальной экономики. Целью данной статьи стало представление кейса Национального исследовательского технологического университета «МИСИС» по проектированию образовательных программ в рамках осуществления федерального пилотного проекта по апробации новой модели уровней высшего образования.
Материалы и методы. Проведен анализ существующих решений и позиций исследователей по вопросам модернизации высшего образования в Российской Федерации, использован синтез компетентностного, системно-деятельностного и средового подходов. Опираясь в ходе работы на концептуальные основы системного проектирования в сфере высшего образования, установлены принципы проектирования новой образовательной модели с учетом сложности и специфических особенностей образовательных систем.
Результаты исследования. На основе изучения опыта реализации двухуровневой системы образования в Российской Федерации были определены ключевые принципы разработки новой образовательной модели, представлена схема концептуального построения образовательной программы базового высшего образования и сформулированы ключевые условия ее реализации (персонализация обучения, поддержка лидеров, опора на центры создания фундаментального и прикладного знания, вовлечение работодателя). Разработка модели основана на персонифицированном подходе к обучению студентов.
Обсуждение и заключения. Статья может иметь научную ценность для представителей академического сообщества в качестве отправной точки серии педагогических исследований эффективности реализации принципов, заложенных в образовательную модель при ее проектировании. Также она может иметь практическую значимость для руководства высших учебных заведений при проектировании образовательных программ в условиях внедрения результатов пилотного проекта в массовую практику, для служащих федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за реализацию политики в области высшего образования в качестве теоретических и практических оснований для дальнейшего совершенствования системы высшего образования Российской Федерации.
Статья посвящена всестороннему исследованию влияния социальных факторов на формирование предпринимательских установок у студентов в процессе их обучения. В рамках исследования проведены три основных эмпирических анализа, охватывающих различные аспекты социальной среды. Результаты исследований показали, что наличие предпринимателей в семье и высокий уровень семейного дохода значительно повышают предпринимательские намерения и самоэффективность студентов. Поддержка друзей и доступ к финансированию стартапов также оказались важными для развития предпринимательских намерений. На основе полученных данных были разработаны практические рекомендации по улучшению образовательных программ, направленных на развитие предпринимательских качеств у студентов. В статье предлагаются конкретные меры, такие как включение предпринимательских курсов в учебные программы, развитие систем менторства и консультирования, а также создание благоприятной предпринимательской среды в вузах. Заключительная часть статьи обсуждает перспективы дальнейших исследований, включая изучение долгосрочных эффектов предпринимательского образования, влияние цифровых технологий и культурные различия в предпринимательской активности. Эти направления исследований помогут глубже понять механизмы формирования предпринимательских установок и разработать более эффективные образовательные стратегии для будущих предпринимателей.
Введение. Модернизация современного высшего образования обусловливает новые требования к структуре образовательной среды вуза как части образовательного пространства и социального окружения обучающихся и актуализирует ее гуманитарную компоненту. Стратегия воспитания гуманитарно образованной и гуманитарно ориентированной личности документально закрепляется в основополагающих документах ведущих университетов мира и предполагает наличие адекватного механизма оценки качества этой среды и ее ключевых субъектов. При этом в контексте реализации концепции академического лидерства, национальных идей в сфере науки и образования особая роль при организации мониторинга качества образования отводится регионам с целью максимально эффективной реализации их человеческого, интеллектуального и культурного капитала.
Материалы и методы. В соответствии с целями и задачами статьи методология исследования представлена группой теоретических (анализ и обобщение научной литературы, синтез полученной информации) и эмпирических методов (опрос, анкетирование, наблюдение). Методологическую основу составили исследования в области гуманизации образовательной среды вуза, качества высшего образования и мониторинга высшего образования. Автор исходит также из понимания развития региональной системы высшего образования как сложноорганизованных многосторонних взаимодействий различных участников, основными среди которых являются органы управления, институты гражданского общества, работодатели, администрация учебного заведения, обучающиеся, профессорско-преподавательский состав.
Результаты исследования. Оценка эффективности и мониторинг эффективности деятельности высших учебных заведений представляют собой один из основных открытых информационных источников для полномасштабных исследований образовательного процесса и анализа актуального состояния образовательной среды университетов разного уровня и направлений. Представлены подходы отечественных и зарубежных исследователей к сущности и структуре образовательной среды и гуманитарной образовательной среды, раскрыто содержание таких ключевых терминов, как «мониторинг», «мониторинг в образовании», «менеджмент в образовании». В качестве основных показателей мониторинга предложены удовлетворенность обучающихся основными параметрами образовательного процесса (учебная деятельность, внеучебная деятельность, научно-исследовательская деятельность), оценка пространственно-семантического компонента вуза, удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников.
Обсуждение и заключения. Управление качеством обучения в современном вузе непосредственно связано с системным мониторингом качества его образовательной среды. Автор приходит к выводу о том, что многообразие целевых установок мониторинга качества высшего образования обусловливает плюрализм подходов к процедуре его проведения. Аккумулирование данных мониторинга позволяет сформулировать научно обоснованное суждение о качестве образовательной среды вуза в целом и определить перспективные направления дальнейшего развития. Полученные данные подтвердили необходимость расширения фундаментальной гуманитарной составляющей высшего образования как основы целостного и системного восприятия мира, что, в свою очередь, предполагает модернизацию принципов отбора и систематизации знаний, поиск новых форм их синтеза, а также активное взаимодействие науки, искусства, естественных и гуманитарных наук.
Предметом исследования является теоретическое обоснование взаимосвязи между исторической грамотностью и социальной компетентностью студентов высших учебных заведений, а также разработка и обоснование конкретных педагогических путей для их интегрированного формирования. Автор исследует, как историческая грамотность служит когнитивной и ценностно-смысловой основой для развития качеств социальной компетентности через анализ источников, работу с нарративами, осознание исторических корней норм и изучение трансформаций. Практическая часть предмета включает разработку активных методов (проблемно-ориентированные семинары на кейсах, критическая работа с источниками, академические дискуссии, междисциплинарные проекты, рефлексивные практики) и определение условий их эффективной реализации (подготовка преподавателей, мотивация студентов, интеграция в программы, система оценки) в образовательном процессе высшего учебного заведения. Исследование базируется на анализе междисциплинарной литературы (педагогика, психология, методика истории) и педагогическом моделировании для разработки путей интеграции формирования целевых компетенций в образовательный процесс. Научная новизна исследования определяется постановкой проблемы: комплексном теоретическом обосновании взаимосвязи исторической грамотности и социальной компетентности студентов вуза, с конкретизацией механизмов этого влияния на ее когнитивные, коммуникативные, ценностные и адаптационные компоненты. Практическая новизна представлена разработкой и систематизацией педагогических путей для реализации этой связи через активные методы: проблемно-ориентированные семинары с современными параллелями, углубленную критическую работу с источниками, структурированные академические дискуссии, междисциплинарные исследовательские проекты и систематические рефлексивные практики. Основные выводы подтверждают, что историческая грамотность служит необходимой когнитивной и ценностно-смысловой платформой для социальной компетентности. Эффективное формирование обеих компетенций требует перехода от традиционных лекций к активным, интерактивным и рефлексивным технологиям, интегрированным в учебные программы. Успех этой работы зависит от системных условий: подготовки преподавателей, мотивации студентов через демонстрацию практической ценности истории, интеграции методов в программы и разработки адекватных критериев оценки. Таким образом, целенаправленное развитие исторической грамотности через современные методы является стратегическим ресурсом для подготовки социально ответственных, адаптивных и критически мыслящих специалистов.
В настоящее время государство ориентируется на инновационный путь развития. Существующая система высшего образования, построенная по принципам Болонского процесса, вошла в противоречие с современными требованиями к обеспечению национальной безопасности России, целями и задачами развития страны, изложенными в документах стратегического планирования. Дополнительные риски и угрозы снижения эффективности действующей системы высшего образования, в том числе и юридического, связаны с экономическими санкциями со стороны США и Европейского Союза. Авторы показывают, что в обществе есть консенсус относительно принципиальных недостатков существующей системы высшего образования и острая потребность в нахождении наиболее адекватной и эффективной системы, соответствующей нашему культурному коду и многовековым национальным традициям. В статье рассматриваются возможные направления реформирования системы высшего образования в рамках реализации Указа Президента РФ от 12.05.2023 № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» с учетом Стратегии научно-технологического прогресса, других документов стратегического планирования. Авторы делают акцент на необходимости создания собственной уникальной системы образования, основанной на национальных интересах России.