ВОСПРИЯТИЕ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ 2022 Г. В КАТАРЕ В АРАБСКОЙ ЛИБЕРАЛЬНОЙ АНАЛИТИКЕ КАК ФОРМА ПОЛИТИКИ ПАМЯТИ (2023)

Введение. Автор анализирует информационный дискурс Чемпионата мира по футболу 2022 г. в Катаре через призму коллективной исторической памяти. Предполагается, что катарский Чемпионат оказался одновременно спортивным и политическим событием. В статье выделены основные проблемы, которые формировали информационную повестку дня, а также векторы и траектории интерпретации и восприятия Чемпионата либеральными аналитиками и экспертами.

Цель. Целью статьи является анализ основных направлений либерального восприятия Чемпионата мира по футболу в Катаре в информационном дискурсе «Al-Araby Al-Jadeed» через призму политики памяти.

Методы. Автор использует методы, предложенные в рамках мемориального поворота в современной междисциплинарной историографии, позволяющие выявить и систематизировать особенности трансформации коллективной исторической памяти арабских обществ через призму спорта, актуализированные Чемпионатом в Катаре. Научная новизна. Статья является одной из немногочисленных попыток интерпретации исторической политики памяти в современном обществе в контекстах восприятия спорта как элемента мемориальной культуры и исторического опыта арабских обществ Ближнего Востока.

Результаты. В статье проанализированы основные векторы и траектории использования спорта для политизации и идеологизации исторической памяти. Предполагается, что Чемпионат стимулировал политические и идеологические противоречия между арабскими экспертами по вопросам коллективного исторического и политического опыта, а также его отражения в мемориальных культурах. Автор полагает, что арабские аналитики использовали формально спортивные события для актуализации политических, социальных и экономических проблем и противоречий Ближнего Востока через призму исторической памяти, визуализируя травмы колониального и ориенталистского наследия.

Выводы. Показано, что Чемпионат актуализировал политические противоречия в восприятии исторического опыта, визуализируя линии идеологического разграничения между арабскими интеллектуалами, которые активно использовали спорт как информационный повод для обсуждения проблем исторической политики и политики коллективной памяти, включая восприятие места и роли авторитаризма, демократии и прав человека в современных мемориальных культурах. Автор полагает, что реакция элит на попытки либеральных средств массовой информации превратить спорт в пространство мемориальных конфликтов и войн памяти была минимальной, так как элиты сфокусированы на сохранении контроля и получении экономических дивидендов от проведения Чемпионата мира. Показано, что политизация спорта стала вкладом современных либеральных СМИ в обострение войн памяти как формы мемориальных конфликтов в арабском мире.

Издание: СОЦИУМ И ВЛАСТЬ
Выпуск: № 1 (95) (2023)
Автор(ы): КИРЧАНОВ МАКСИМ ВАЛЕРЬЕВИЧ
Сохранить в закладках
КИТАЙСКИЕ МУАЛАФЫ КАК СЕГМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ МУСУЛЬМАНСКОЙ УММЫ В ИНДОНЕЗИИ (2024)

Введение. В статье анализируется феномен распространения ислама в Индонезии через призму обращения в ислам представителей китайского сообщества. Достижения современной историографии позволяют проанализировать переход в ислам в контексте социальных трансформаций.

Цель. Целью исследования является изучение направлений функционирования сообщества китайских муалафов как новообращенных мусульман.

Методы. Методологически статья базируется на достижениях конструктивистских подходов в современной исторической науке, интерпретируя феномен новообращенных мусульман через призму концепции изобретения традиций и воображения сообществ. Научная новизна. Автор анализирует проблемы развития и трансформации идентичности китайских муалафов, которые практически не изучены в российской историографии в целом и индонезиеведении, в частности.

Результаты. Автор выявляет социальные, политические и культурные последствия в результате принятия ислама. Автор выделяет сообщество муалафов как уникальную социальную и культурную группу в современном индонезийском обществе. Предполагается, что: 1) принятие ислама становится формой социальной модернизации, так как ведет к радикальным трансформациям на уровне идентичности; 2) исламизация китайцев стала формой противостояния растущему политическому и идеологическому влиянию Китая в ЮгоВосточной Азии; 3) переход в ислам китайского населения Индонезии актуализирует ситуацию двойной маргинальности, так как новообращённые китайцы-мусульмане являются маргиналами как для мусульманского индонезийского большинства, так и для китайского сообщества, к которому они раннее принадлежали.

Выводы. В статье показано, что муалафы, которые являются представителями китайской этнической группы, развиваются как отдельное сообщество, чья социальная и культурная идентичность только формируется. Основой этого трансформационного процесса является сохранение элементов китайской этничности, которые соотносятся с нормами ислама.

Издание: СОЦИУМ И ВЛАСТЬ
Выпуск: № 1 (99) (2024)
Автор(ы): КИРЧАНОВ МАКСИМ ВАЛЕРЬЕВИЧ
Сохранить в закладках
АНГЛИЙСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ И ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ АНГЛОСАКСОНСКОЙ АНГЛИИ (2024)

Автор анализирует особенности и направления развития английской академической историографии, сфокусированной на изучении истории и наследия Англии до 1066 года, как формы политики памяти.

Предполагается, что политические элиты Великобритании не проводят политику памяти в ее классических формах. Поэтому автор указывает на то, что роль, аналогичную функциям исторической политики в Европе, в Англии играет академическая историография.

Целью исследования является анализ роли, места и значения исследований, сфокусированных на истории англосаксонской Англии, в контекстах развития политики памяти и мемориальной культуры. Новизна исследования состоит в изучении академической историографии как формы исторической политики в обществе, где государственные институты памяти и мемориальные законы отсутствуют.

В статье показано, что 1) англосаксонские нарративы в современной мемориальной культуре стали формой националистического исторического воображения, 2) акторами и агентами исторической политики являются как историки, так и интеллектуальное сообщество в целом, так как правящие элиты дистанцируются от участия в политике коллективной исторической памяти, 3) англосаксонские нарративы в историческом воображении представляют собой проявление английского культурного национализма, так как его политические формы и измерения неразвиты.

Предполагается, что академические историки в современной Англии выступают одновременно важными и вынужденными участниками исторической политики, национализируя историю до 1066 года, подчеркивая значение прошлого в современной идентичности.

В статье показано, что современная английская историография в политике памяти и мемориальной культуре фактически играет роль политического эксперта и агента, который формирует и продвигает представления о прошлом, инструментализируя историю как политический ресурс.

Издание: ИЗВЕСТИЯ СМОЛЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 2 (66) (2024)
Автор(ы): КИРЧАНОВ МАКСИМ ВАЛЕРЬЕВИЧ
Сохранить в закладках
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В КОСОВО*: ПАМЯТЬ ЭЛИТ И КОНТРПАМЯТЬ ЖЕРТВ В ПУБЛИЧНЫХ ПРОСТРАНСТВАХ ГОСУДАРСТВА DE FACTO (ПРОТИВОРЕЧИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ПАМЯТИ И МЕМОРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ) (2024)

В представленной статье автор анализирует особенности и направления развития коллективной исторической памяти в Косово как регионе со спорным международным политическим статусом. Целью исследования является анализ политики памяти, проводимой региональными политическими элитами Косово, которая содействует консолидации политической идентичности региона. Автор анализирует роль и место истории и представлений о прошлом в дискурсе, формируемом элитами современной Приштины. Методологически статья актуализирует достижения междисциплинарной историографии, представленной мемориальным поворотом, и исследований, сфокусированных на анализе национализма как фактора развития и трансформации мемориальных культур. Новизна исследования состоит в изучении актуального этапа в развитии исторической политики в Косово как регионе со спорным политическим статусом, стремящимся к институционализации и признанию как нации-государства. В статье показано, что: 1) политические элиты современного Косово активно используют реальный и символический потенциалы коллективных представлений о прошлом, 2) историческая политика в Косово и формируемая ее участниками мемориальная культура отличаются высокой степенью идеологизации, 3) национализм является важнейшим фактором, определяющим основные векторы и траектории развития исторической политики и мемориальной культуры. Предполагается, что политика памяти, приводимая элитами, в целом отличается тенденцией к сочетанию этнического и гражданского албанского национализма, высоким уровнем политизации и идеологизации истории, ее активным использованием и инструментализацией в публичных и общественных пространствах, что превращает коллективные представления о прошлом в фактор мемориальной конфронтации и войн памяти.

Издание: МЕЖДУНАРОДНАЯ АНАЛИТИКА
Выпуск: Т. 15 № 3 (2024)
Автор(ы): КИРЧАНОВ МАКСИМ ВАЛЕРЬЕВИЧ
Сохранить в закладках
ГАЛИСИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ПЕРИОДА НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ В ГАЛИСИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА (2025)

Цель этого исследования - анализ развития раннего галисийского национализма XIX века через призму истории Национального Возрождения. Методологически статья основана на принципах междисциплинарной историографии национализма, которая позволяет анализировать ранний галисийский национализм как социальное, интеллектуальное, политическое или культурное движение. Автор анализирует проблемы ранней истории галисийского национализма, полагая, что активность деятелей Возрождения существенно повлияла по последующие этапы в истории Галисии как региона. Новизна исследования состоит в анализе истории национального Возрождения как формы национализма в Галисии. В статье проанализированы 1) основные проблемы истории национализма в период Возрождения, 2) его роль в трансформации идеологии и практик галисийского национализма, 3) особенности политической программы, предложенной активистами Возрождения, 4) роль Возрождения в развитии галисийской этничности, включая язык и культуру, 5) место Возрождения в общей логике истории галисийского националистического движения как предпосылки для дальнейшей радикализации и активизации национализма в Галисии. В статье также показана роль галисийского Возрождения как ранней формы истории активного националистического движения в Галисии. Результаты исследования позволяют предположить, что деятельность лидеров национального Возрождения создало условия и предпосылки для последующего развития галисийского национализма.

Издание: ВЕСТНИК МАРИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: Т. 11 № 1 (41) (2025)
Автор(ы): КИРЧАНОВ МАКСИМ ВАЛЕРЬЕВИЧ
Сохранить в закладках
УЧАСТНИКИ ПОЛИТИКИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В СОВРЕМЕННОЙ КАТАЛОНИИ (2024)

Автор в представленной статье анализирует региональные формы и особенности актуальной модели исторической политики в современной Испании в контекстах мемориальных культур автономных сообществ на примере опыта Каталонии. Целью исследования является анализ современной политики памяти Каталонии в начале 2020-х годов. Автор анализирует роль и место региональных интеллектуальных сообществ и политических элит как основных участников генезиса памяти и функционирования мемориальной культуры и коллективной исторической памяти в современных общественных, идеологических и политических дискурсах Испании на региональном уровне. Новизна исследования заключается в изучении актуального (современного) этапа в развитии исторической политики испанского социума на уровне Каталонии в контекстах объективного дефицита междисциплинарных исследований, сфокусированных на анализе мемориальных культур и исторических политик миноритарных групп и национализмов в странах Южной Европы, выполненных с привлечением оригинальных источников и достижений современной междисциплинарной историографии, сфокусированной на анализе исторической политики, мемориальных культур и исторических коллективных памятей. В статье показано, что 1) интеллектуальные сообщества Каталонии являются системными сегментами современного общества, которые вносит значительный вклад в развитие и трансформацию мемориальной культуры, 2) спектр мемориальных практик каталонских интеллектуалов ограничен преимущественно их участием в укреплении гражданской и этнической идентичности, 3) мемориальные практики Каталонии взаимосвязаны с развитием гражданского дискурса на региональном уровне и переосмыслением исторического опыта ХХ века через призму идеологии миноритарных национализмов. Предполагается, что участие региональных интеллектуалов в мемориальной политике актуализирует политическую, идеологическую и этническую гетерогенность общества.

Издание: ВЕСТНИК МАРИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: Т. 10 № 3 (39) (2024)
Автор(ы): КИРЧАНОВ МАКСИМ ВАЛЕРЬЕВИЧ
Сохранить в закладках
НАРРАТИВЫ "НЕЗАВИСИМОСТЬ" И "ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ" В СОВРЕМЕННОЙ КАТАЛОНО-ИСПАНСКОЙ МЕМОРИАЛЬНОЙ КОНФРОНТАЦИИ (2024)

В представленной статье автор изучает особенности развития исторической политики в современной Каталонии через призму представленности концептов «независимость» и «государственность» в мемориальной культуре регионального общества. Целью статьи является анализ восприятия концептов «государственность» и «независимость» в современной каталонской мемориальной культуре и исторической памяти. Автор анализирует роль региональных интеллектуальных сообществ и политических элит как основных участников исторической политики, определяемой как форма развития каталонского националистического воображения. Новизна исследования заключается в изучении актуального (современного) этапа в развитии исторической политики регионального каталонского социума через призму развития в мемориальной культуре концептов «государственность» и «независимость», что стимулирует негативную ответную реакцию кастильских (испанских) националистов как противников каталонского политического проекта. Показано, что 1) интеллектуальное сообщество в Каталонии является системным сегментом современной националистической политической мемориальной культуры, 2) спектр мемориальных практик региональных интеллектуалов Каталонии ограничен преимущественно их вовлеченностью в развитие гражданской идентичности через призму актуализации и визуализации концептов «государственность» и «независимость» в общественном и политическом дискурсах, 3) концепты «независимость» и «государственность», историческом воображении и мемориальной культуре современного каталонского национализма используются для легитимации политической программы независимости. Предполагается, что участие региональных интеллектуалов в войнах памяти актуализирует политическую, идеологическую и этническую гетерогенность общества.

Издание: МЕТАМОРФОЗЫ ИСТОРИИ
Выпуск: № 32 (2024)
Автор(ы): КИРЧАНОВ МАКСИМ ВАЛЕРЬЕВИЧ
Сохранить в закладках
ПОЛИТИКА КОЛЛЕКТИВНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В СОВРЕМЕННОЙ ГРУЗИИ В НАЧАЛЕ 2020-Х ГГ. (2023)

Целью исследования является анализ современной политики памяти в Грузии в начале 2020-х гг. Автор анализирует роль и место либеральных трендов в современной грузинской общественной мысли как фактор развития и трансформации мемориальной культуры и коллективной исторической памяти. Новизна исследования заключается в изучении актуального (современного) этапа в развитии исторической политики грузинского общества в контексте объективного дефицита междисциплинарных исследований, сфокусированных на анализе мемориальных культур постсоветского пространства, выполненных с привлечением оригинальных источников. В статье также показано, что 1) либеральный сегмент современного грузинского общества вносит значительный вклад в развитие и трансформацию мемориальной культуры; 2) спектр мемориальных практик грузинских интеллектуалов варьируется от исторического ревизионизма до попыток формирования либерального мемориального канона; 3) участие интеллектуалов в мемориальной политике содействует параллельному соразвитию различных форм исторической памяти. Предполагается, что роль грузинского гражданского общества, включая его либеральный сегмент, в исторической политике современной Грузии будет возрастать, а интеллектуальное сообщество будет оставаться среди активных участников политики коллективной памяти.

Издание: TEMPUS ET MEMORIA
Выпуск: Т. 4 № 1 (2023)
Автор(ы): КИРЧАНОВ МАКСИМ ВАЛЕРЬЕВИЧ
Сохранить в закладках
Концепция средневекового стазиса: от медиевистики к медиевализму, от медиевализма к политической культуре (2025)

Целью статьи является изучение интеллектуальной истории концепции средневекового стазиса, заимствованной из академической медиевистики и привнесенной в современный массовый культурный медиевализм. Медиевистика и медиевализм, воспринимая, воображая, изобретая и конструируя средние века различно, могут использовать одни и те же концепции. В представленной статье проанализированы, с одной стороны, проблемы постепенной ревизии теории средневекового стазиса в академической медиевистике, и особенности его позитивной идеализации в медиевализме, с другой. Автор анализирует, как историки воспринимали характеристики «стабильности» в социально-экономической и политической истории средневековья в академической историографии, постепенно признавая особую и уникальную историческую динамику, свойственную для средних веков. Показано, что современный медиевализм не смог полностью ассимилировать концепцию средневекового стазиса, интегрировав в собственный интеллектуальный дискурс только те ее положения, которые позволяют конструировать образ средних веков как исключительно стабильного периода, когда социальные и политические изменения не только невозможны, но и излишни. В статье показано, что 1) концепция средневекового стазиса в современной медиевистике воспринимается критически как часть интеллектуальной истории изучения средневековья, 2) медиевализм воспринимает стабильность феодального строя как его положительную характеристику, 3) использование концепции средневекового стазиса в современном медиевализме позволяет конструировать чрезмерно хронологически пролонгированные образы средних веков, 4) в рамках идеализации средневековья современный медиевалистский дискурс синтезирует «реальное» и «волшебное», что ограничивает развитие их нарративной структуры и трансформацию социальных, экономических и политических отношений и институтов, 5) архаичное видение средних веков через призму концепции стазиса подтверждает ограниченность познавательных возможностей медиевализма.

Издание: ЖУРНАЛ ФРОНТИРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Выпуск: № 1 (37), Том 10 (2025)
Автор(ы): КИРЧАНОВ МАКСИМ ВАЛЕРЬЕВИЧ
Сохранить в закладках
МЕМОРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО БРАЗИЛЬСКОГО МОНАРХИЗМА  (2024)

В представленной статье рассматривается монархизм как форма мемориальной культуры и исторической политики в со-временной Бразилии. Целью исследования является анализ монархизма как формы исторической памяти. Автор определяет роль и место мо-нархических интеллектуалов в развитии исторической политики и той мемориальной культуры, которая формируется и развивается в рамках монархического исторического воображения. Новизна исследования состоит в изучении актуального (современного) этапа в развитии монархической идеологии в Бразилии не как формы политического уча-стия, но как формы развития исторической памяти и мемориальной культуры. В статье показано, что 1) монархизм формирует и культивирует свои собственные представления о прошлом, 2) историческое воображение монархизма является формой ревизионизма в истории, так как монархическое прошлое и наследие подвергается последовательной положительной мифологизации и идеологизации, 3) монархизм в своем историческом воображении формирует альтернативные версии исторической памяти и мемориальной культуры, отличающиеся от тех версий национальной исторической памяти, которые предлагаются республиканской идентичностью. Кроме этого, автор анализирует пространственные проявления исторической памяти современного монархического исторического воображения. Предполагается, что визуализация коллективной исторической памяти об империи, как и нарративные и дискурсивные тактики и стратегии современных монархистов, содействует консолида-ции уникальных представлений о прошлом, которые формируют основу монархического исторического воображения и мемориальной культуры как формы альтернативной памяти. В статье показано, что монархические формы исторической памяти содействуют гетерогенизации мемориальной культуры, стимулируя параллельное соразвитие альтернативных контрпамятей, которые функционируют в других системах политических и идеологических координат.

Издание: ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И МИР
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): КИРЧАНОВ МАКСИМ ВАЛЕРЬЕВИЧ
Сохранить в закладках
Социальные проблемы ислама в современной Индонезии в мусульманской академической периодике (2024)

Целью статьи является анализ современной мусульманской интеллектуальной традиции в Индонезии в контексте изучения социальных проблем ислама. Его новизна состоит в комплексном и сравнительном исследовании основных трендов и направлений в развитии мусульманской социальной мысли в современной Индонезии. Методологически статья основана на принципах, предложенных в интеллектуальной и социальной истории, что позволяет воспринимать мусульманских интеллектуалов, вовлеченных в изучение социальных проблем уммы, как воображаемое сообщество, а их идеи – как изобретенные традиции. В статье проанализированы 1) теоретические и методологические основы современной индонезийской социологии ислама, 2) особенности развития ислама в Индонезии в современной мусульманской мысли, 3) проблемы трансформации и противоречия радикализации ислама через призму понимания и интерпретации этого измерения современной социальной истории ислама. Предполагается, что мусульманские интеллектуалы вносят существенный вклад в консолидацию современной идентичности, анализируя как социальные особенности и характеристики уммы, так и те угрозы, с которыми сталкивается индонезийская модель ислама в светском обществе через призму усиления радикального ислама. Основными выводами автора являются несколько положений, включая следующие: 1) профессиональные мусульманские интеллектуалы вносят основной вклад в развитие современной мусульманской социологии, 2) специализированные журналы, издаваемые исламскими университетами, играют ведущую роль в производстве и ретрансляции социального знания, основанного на исламе, 3) современная мусульманская интеллектуальная традиция подвержена фрагментации, но в целом научная традиция уммы актуализирует умеренные тенденции в исламской социологии, основанные на принципах междисциплинарности.

Издание: MINBAR. ISLAMIC STUDIES
Выпуск: № 3, Том 17 (2024)
Автор(ы): КИРЧАНОВ МАКСИМ ВАЛЕРЬЕВИЧ
Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМЫ ШАРИАТА В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ СОВРЕМЕННОГО ИНДОНЕЗИЙСКОГО ОБЩЕСТВА (2024)

В статье приводятся результаты анализа проблем законов шариата и шариатизации права в современном индонезийском обществе. Данная область пока мало изучена в современной российской историографии. Феномен шариатизации исследуется через призму реакции общества на форсированную модернизацию, которая стимулировала рост противоречий между шариатом как частью традиционной политической и правовой культуры и нормами, трансплантированными в светскую модель развития. Автором проанализированы: 1) основные проблемы соотношении светского и религиозного права в Индонезии; 2) феномен правового параллелизма в Индонезии, что является следствием ограниченного фактического внедрения норм шариата в юридические и политические практики; 3) роль университетов как тех интеллектуальных центров, которые актуализируют и аккумулируют общественный запрос на шариат в индонезийском социуме. Предполагается, что в Индонезии исторически сложился правовой параллелизм, основанный на одновременном и параллельном развитии светского права и законов шариата. Автор приходит к следующим выводам: 1) политическая модернизация и формирование в Индонезии светского государства не привели к значительному ослаблению мусульманских правовых традиций; 2) сфера применения шариата весьма ограниченна, что признается мусульманскими интеллектуалами, в основном это развитие иджтихада, сфокусированного на академическом изучении шариата; 3) дискуссии о шариате и его месте в правовых практиках локализованы на уровне университетского сообщества, что определяет сдержанное отношение общества к проблемам и перспективам шариатизации.

Издание: ИСЛАМОВЕДЕНИЕ
Выпуск: Том: 15 № 1 (59) (2024)
Автор(ы): КИРЧАНОВ МАКСИМ ВАЛЕРЬЕВИЧ
Сохранить в закладках