Научный архив: статьи

Среднестатистический «портрет» современного читателя ГПНТБ СО РАН (2024)

Цель статьи: актуализировать представление о степени удовлетворенности читателей крупнейшего за Уралом информационного учреждения – Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН (ГПНТБ СО РАН) – организацией работы и качеством предоставляемых библиотечно-информационных услуг.

Сбор данных для исследования проводился в 2023 г. методом очного анкетирования. Вопросы анкеты позволяли респондентам оценивать работу библиотеки в баллах, а также выражать свое мнение более развернуто. Полученные ответы анализировались на количественном и качественном уровнях. Результаты опроса, имеющие числовое выражение, дали общую картину читательских предпочтений и степени их удовлетворенности услугами библиотеки. Качественный анализ развернутых отзывов респондентов способствовал более глубокому пониманию сути высказанных мнений. На основании полученных данных было установлено, что читатели ГПНТБ СО РАН в целом высоко оценивают ее фонд и профессиональные качества сотрудников, считают комфортными условия пребывания в библиотеке. Тем не менее претензии, высказанные респондентами относительно электронных каталогов, сайта библиотеки, системы информирования об имеющихся услугах и сервисах, требуют оперативной реакции соответствующих библиотечных подразделений. Итоги исследования позволили получить «портрет» современного читателя ГПНТБ СО РАН, обозначить сильные и слабые стороны в работе с ним и сформулировать предложения для решения ряда выявленных проблем и определить шаги по совершенствованию системы обслуживания в библиотеке.

Издание: ТРУДЫ ГПНТБ СО РАН
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): Вихрева Галина Михайловна, Шевченко Мария Анатольевна
Сохранить в закладках
Библиотеки исследовательских учреждений Сибирского отделения Российской академии наук и продвижение науки в общество (2025)

Цель статьи – определение отношения руководителей библиотек исследовательских учреждений, находящихся под научно-методическим руководством Сибирского отделения Российской академии наук, к проблеме продвижения научных знаний в обществе и степень вовлеченности библиотек в этот процесс. Актуальность темы обусловлена изменением подходов к реализации библиотеками просветительской функции в условиях, когда, с одной стороны, наблюдается повышенное внимание органов государственной власти к научно-техническим библиотекам, происходит интенсивное развитие коммуникации науки и общества, а с другой – библиотеки продолжают поиск новых форм взаимодействия с пользователями. Формы и методы, а также активность в реализации научно-просветительской функции в немалой степени зависят от типа библиотеки. Обработка результатов онлайн-анкетирования позволила установить, что более половины библиотек принимают участие в распространении научных знаний, в том числе при поддержке учреждений науки или совместно с ними. Часть библиотек проводит просветительные мероприятия вне зависимости от требований со стороны научной организации. К наиболее распространенным направлениям деятельности библиотек в этой сфере относятся выставочная, музейная и экспозиционная работа, а также развитие электронных информационных продуктов и участие в научно-просветительских мероприятиях разных форматов. В статье авторы перечислили основные причины, по которым ряд библиотек не имеет возможности осуществлять просветительскую функцию, а также назвали положительные эффекты от участия библиотек в продвижении науки.

Издание: ТРУДЫ ГПНТБ СО РАН
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Юдина Инна Геннадьевна, Вахрамеева Зоя Владимировна
Сохранить в закладках
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К ИЗУЧЕНИЮ ХИМИИ (2025)

Целью данного исследования является описание модели адаптации студентов к обучению в вузе (на примере дисциплины «Химия»), основываясь на результатах анкетирования студентов Омского государственного технического университета с использованием методологии функционально-ориентированного моделирования.

Методология и методы. В процессе исследования использовались теоретические методы - анализ источников по тематике проекта, элементы математико-статистической обработки данных эксперимента, а также эмпирические методы - проведение опроса и экспертная оценка. Для разработки модели адаптации студентов к обучению в вузе (на примере дисциплины «Химия») применялся метод функционально-ориентированного моделирования.

Результаты. Выявлены проблемы, связанные с освоением студентами вузовского курса химии, и их связь с особенностями подготовки к ЕГЭ на основе анализа результатов опроса, в котором приняло участие 172 респондента. С учётом данных эмпирического исследования и мнения экспертов разработан тематический план вводного курса химии для студентов вузов. Построена модель системы адаптации студентов к обучению в вузе (на примере дисциплины «Химия») средствами функционального моделирования. Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования состоит в разработке системы адаптации студентов к обучению в вузе (на примере дисциплины «Химия») на основе результатов анкетирования и экспертной оценки. Проблема исследования обусловлена объективной необходимостью разрешить противоречие между требованиями вузовского курса химии и низким уровнем подготовки большинства студентов ОмГТУ, изучающих эту дисциплину. Научная новизна работы заключается в применении метода функционально-ориентированного моделирования при разработке модели адаптации студентов к обучению в вузе дисциплине «Химия». Практическая значимость исследования определяется возможностью тиражирования разработанной модели, включающей вводный вузовский курс химии для ликвидации пробелов знаний у студентов с неудовлетворительными результатами, которые выявляются при проведении входной диагностики с учетом предложенного авторами тематического планирования при подготовке кадров высшей квалификации.

Выводы. Опыт реализации предложенной модели в течение двух лет в ОмГТУ позволяет сделать вывод о её эффективности и может быть использован для решения аналогичных проблем в других вузах РФ не только при обучении химии, но и другим дисциплинам, таким как, например, физика или информатика.

Издание: МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): МУХАМЕТДИНОВА СВЕТЛАНА ХАМИТЯНОВНА, ТЮМЕНЦЕВА ЕВГЕНИЯ ЮРЬЕВНА
Сохранить в закладках
ОБУЧЕНИЕ УСТНОМУ МЕДИЦИНСКОМУ ПЕРЕВОДУ: ПРОБЛЕМЫ, ДИДАКТИКА (2024)

Статья посвящена проблемам медицинского перевода и вопросам обучения устному медицинскому переводу. Актуальность статьи обусловлена увеличением числа иностранных студентов и мигрантов в России, отсутствием описания данной специальности в профессиональном стандарте «Специалист в области перевода» от 2021 года. Цель исследования - выявление проблем медицинского перевода, в том числе и при оказании помощи иноязычным пациентам работниками скорой медицинской помощи, а также анализ опыта организации обучения устному медицинскому переводу в зарубежных вузах. Для достижения поставленной цели использовались следующие методы исследования: теоретический анализ работ, посвященных медицинскому переводу и дискурсу, рассмотрение требований к медицинским переводчикам, изложенных в документах Международной ассоциации устных медицинских переводчиков, анализ программ европейских университетов в сфере обучения медицинскому переводу, анкетирование сотрудников скорой медицинской помощи. Научная новизна состоит в том, что автором разработана анкета для выявления проблем при оказании медицинской помощи иностранным гражданам, предложено авторское определение устного последовательного перевода в медицинской сфере, описаны результаты анализа программ подготовки переводчиков в зарубежных вузах. Представлен перечень проблем в сфере медицинского перевода, обобщены требования к медицинским переводчикам, описан опыт обучения медицинскому переводу в зарубежных вузах. Результаты анкетирования работников скорой медицинской помощи доказывают необходимость подготовки профессиональных и повышения квалификации непрофессиональных переводчиков, работающих в медицинской сфере. Результаты исследования имеют как теоретическую, так и практическую значимость и могут быть использованы при подготовке медицинских переводчиков.

Издание: ВЕСТНИК НИЖЕГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н. А. ДОБРОЛЮБОВА
Выпуск: № 65 (2024)
Автор(ы): Мощанская Елена Юрьевна
Сохранить в закладках
РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ КВАЛИМЕТРИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ВОСТРЕБОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2025)

Статья посвящена разработке методики квалиметрической оценки востребованности компетенций кадрового ресурса предприятия в ходе трудовой деятельности. В основу методики лег метод анализа видов и последствий отказов, структурированный подход к ранжированию объектов исследования которого был адаптирован под задачи компетентностного подхода. Методика представлена в приложении к специалистам в области организации и управления производственными процессами, пул компетенций которых основан на агрегации трудовых функций и должностных обязанностей, представленных в профессиональных стандартах и в квалификационном справочнике. Методика апробирована на отечественных машиностроительных предприятиях с применением метода экспертных оценок, что дало возможность выявить недостатки существующего механизма тактического достижения календарного плана предприятия. В статье приведена общая оценка востребованности компетенций в производственном процессе специалистов, основанная на результатах проведенного анкетирования специалистов, занимающих должности: мастер участка, диспетчер, инженер по подготовке производства.

Издание: ИЗВЕСТИЯ САМАРСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
Выпуск: Т. 27 № 4 (126) (2025)
Автор(ы): КОВАЛЕВА А.М., Хаймович Александр Исаакович, КУЗНЕЦОВА Я.В.
Сохранить в закладках
ВОЛОНТЕР ПАЛЛИАТИВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ: СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОПРОСА СТУДЕНТОВ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2025)

Введение. Оказание необходимой помощи паллиативным пациентам и их близким является одной из актуальных задач российского здравоохранения с учетом размера этой группы – количество неизлечимых больных, потенциально нуждающихся в паллиативном уходе, составляло в РФ в 2023 г. не менее 1,7 млн чел. Онкологические заболевания касаются 60–80% пациентов в паллиативе, в том числе это – онкология органов дыхания. Дефицит кадрового обеспечения паллиативных служб может быть частично устранен за счет привлечения волонтеров. При этом сам институт паллиативной помощи еще находится в процессе становления и важно фиксировать мотивы добровольцев для повышения качества оказываемой помощи, управления этим процессом. Цель – анализ социального портрета волонтера паллиативной медицинской помощи в Свердловской области. Материалы и методы. Исследование проведено в 2024 г.; опрошено 107 студентов Свердловского областного медицинского колледжа. Результаты. В волонтерское движение вовлечены в подавляющем большинстве студентки специальностей «Сестринское дело» и «Лечебное дело». По самооценкам респондентов, волонтерство обеспечивает развитие коммуникативных навыков, способностей к общению и пониманию собеседников, критичному восприятию профессиональных ошибок, а также повышает успеваемость в практическом обучении. Наибольшее влияние на вовлеченность в волонтерскую деятельность оказывают возможности обретения нового опыта, профессиональных знаний, умений и навыков, понимание пользы, доставляемой волонтерами больному человеку. Выделены противоречия в восприятии паллиативного волонтерства: несоответствие между развитием коммуникативных навыков и профессиональных умений волонтеров и отсутствием значимых личностных перемен в их жизни; противоречие между осознанием своей полезности и приобретением нового опыта, с одной стороны, и слабой экстраполяцией этого опыта на повышение самооценки и способности решать личные эмоциональные проблемы, с другой; несоответствие между гендерными стереотипами в обществе (уход как «женская» работа) и потребностью в привлечении волонтеров обоих полов для оказания паллиативной помощи. Заключение. Социальный портрет студента-волонтера паллиативной помощи отражает сочетание профессиональной ориентации и ценностно-эмоциональных мотивов. Несмотря на сложности, участие в волонтерской деятельности способствует формированию компетенций, востребованных в медицине, и укрепляет социальную ответственность молодежи. Для развития этой практики критически важны системная поддержка со стороны образовательных учреждений, медицинских и общественных организаций. Полученные данные дают представление о противоречиях и перспективах развития данного отряда волонтерского движения в ключе разработки соответствующих образовательных программ.

Издание: БЮЛЛЕТЕНЬ ФИЗИОЛОГИИ И ПАТОЛОГИИ ДЫХАНИЯ
Выпуск: № 97 (2025)
Автор(ы): Кузьмин Константин Викторович, Набойченко Евгения Сергеевна, Петрова Лариса Евгеньевна, Хасанова Альбина Ринатовна
Сохранить в закладках
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ "РЕДКИЙ" И "РЕДКОСТНЫЙ" В РУССКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ: ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ (2024)

В статье рассматриваются особенности семантики, сочетаемости, функционирования и оценки прилагательных «редкий» и «редкостный» по отношению к человеку в современном русском языке. В работе выдвигается гипотеза о том, что «редкостный» отличается более интенсивным проявлением признака, а также может иметь отрицательную коннотацию, которая не отмечается в лексикографических источниках. Анализ прилагательных основывается на материале толковых словарей русского языка, контекстах «Национального корпуса русского языка» и интернет-источников, а также на результатах анкетирования носителей русского языка. В результате анализа выдвинутая гипотеза находит свое подтверждение, формулируются дифференциальные признаки прилагательных. Полученные данные могут быть использованы в лексикографии, в том числе в практике составления учебных словарей синонимов русского языка

Издание: ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ФИЛОЛОГИЯ
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): СОКОЛОВА АНАСТАСИЯ ПЕТРОВНА
Сохранить в закладках
Методические подходы к оценке качества таможенных услуг, предоставляемых электронными таможнями, в условиях цифровой трансформации (2025)

Актуальность темы обусловлена необходимостью модернизации таможенного администрирования в условиях цифровизации и повышением требований к качеству предоставляемых таможенных услуг. Кроме того, вопросы оценки и улучшения качества услуг электронных таможен изучены недостаточно.

В статье применены методы анкетного опроса экспертного сообщества, статистической обработки результатов, а также интегральной оценки на основе системы показателей результативности и эффективности деятельности электронных таможен.

Цель исследования — разработать методический подход комплексной оценки качества таможенных услуг, предоставляемых электронными таможнями, с учетом внедрения цифровых технологий.

Научная новизна исследования заключается в адаптации метода экспертного анкетирования к специфике электронных таможен в условиях цифровой трансформации. В отличие от типовых исследований качества государственных услуг, фокус сделан на оценке перспектив внедрения конкретных цифровых инструментов, выявлении рисков и барьеров, а также их влиянии на скорость предоставления услуг, правомерность принимаемых решений и результативность работы таможенных органов.

Представлены результаты эмпирического исследования: выявлены приоритетные цифровые инструменты и потенциальные риски их внедрения, рассчитан интегральный индекс качества таможенных услуг до и после цифровизации. Показано, что внедрение перспективных цифровых решений обеспечивает существенное повышение скорости совершения таможенных операций, правомерности принимаемых решений в области таможенного дела и экономической эффективности. Разработанные методический подход и декомпозиция элементов методического подхода к повышению качества таможенных услуг, предоставляемых электронными таможнями, в условиях цифровой трансформации могут быть использованы для мониторинга и управления качеством таможенных услуг в процессе цифровой трансформации таможенных органов. В отличие от существующих методических подходов, предложенный автором методический подход впервые интегрирует показатели результативности и эффективности деятельности электронных таможен в единый индекс, что обеспечивает более комплексную и объективную оценку качества таможенных услуг, предоставляемых электронными таможнями.

Издание: УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Выпуск: № 4 (190) (2025)
Автор(ы): Аргатов Михаил Алексеевич
Сохранить в закладках
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ОРДИНАТУРЫ: КУДА ДВИГАТЬСЯ ДАЛЬШЕ? (2025)

В статье проведен анализ результатов анкетирования выпускников программ ординатуры, завершивших обучение в 2020–2023 годах, который позволил оценить удовлетворенность качеством обучения по программам ординатуры: теоретическим обучением, практической подготовкой, возможностью заниматься научными исследованиями в рамках программы ординатуры, а также востребованность полученных выпускниками теоретических знаний и практических навыков в дальнейшей практической деятельности на рабочем месте. Анализ анкет дал возможность выявить и обозначить проблемные вопросы обучения, которые оказывают влияние на последующую работу выпускника по специальности ординатуры, а также предложить пути решения для улучшения показателей удовлетворенности теоретическим и практическим обучением путем предоставления ординатору возможности персонализированного обучения с формированием индивидуальной образовательной траектории (ИОТ), в том числе интегрированного обучения по программам ординатуры и программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре — интегрированного обучения «ординатура-аспирантура» или подготовки к «рабочему месту» — ИОТ для ординаторов, обучающихся по договорам о целевом обучении.

Издание: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (21) (2025)
Автор(ы): ПРИРОДОВА О.В., ХОРЕВА М.В., Морохина Светлана Львовна
Сохранить в закладках
ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРОЦЕССА ДЕВИАНТНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ (2025)

Введение: подростковый возраст является наиболее уязвимым с точки зрения психологического дисбаланса, что отражается на ситуации противозаконности несовершеннолетних, поскольку данные преступление характеризуются слабым социальным контролем, что порождает высокую латентность данной категории преступлений. Цель - изложить современный и интерактивный подход к выявлению детерминантов подростковой преступности, которые зависят от индивидуальных черт каждого подростка и базируются на физиологических особенностях организма и личностных качествах.

Методологическая основа: анализ категорий «социальная адаптация» и «девиантное поведение», совокупность сравнительно-правового и формально-юридического методов для процесса познания психологической и правовой материи, ее феноменологии, то есть выявления и разрешения проблем, возникающих при реализации подходов к выявлению причин и явлений подростковой преступности.

Результаты: аргументирована авторская позиция относительно важности методик выявления причин деструктивного поведения, эффективность которых спорна.

Выводы: обозначение причин и явлений девиантного поведения первостепенно перед комплексной профилактической работой.

Издание: ВЕСТНИК САРАТОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ
Выпуск: № 1 (162) (2025)
Автор(ы): ЕРМИШИНА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА, ШАРОЕВА АНАСТАСИЯ АНДРЕЕВНА
Сохранить в закладках
ИЗ ОПЫТА МОДЕЛИРОВАНИЯ СЛОВАРЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЛЕКСИКОГРАФИИ (2025)

Статья посвящена исследованию разработки моделей словарей английского языка в современных лексикографических исследованиях. Рассматриваются основные этапы создания одноязычных и двуязычных справочников, изучается использование корпусных данных в процессе моделирования изданий. Выделяются сходства в процессе создания печатных и электронных словарей, такие как планирование справочника, определение потенциальной структуры, работа по проектированию мега-, макро- и микроструктуры изданий и др. Отличительной чертой моделирования электронного издания является подготовка особого программного обеспечения, на котором будут размещаться материалы словаря. В настоящее время уделяется особое внимание нуждам и потребностям пользователя. В рамках исследования потребностей потенциальной аудитории словарей лексикографы прибегают к использованию особого инструмента - анкетирования пользователей как подготовительного этапа в процессе создания словаря определенного типа. Анализ ответов аудитории на вопросы позволяет лексикографам сформулировать принципы организации мега-, макро- и микроструктуры издания, принимая во внимание потребности потенциального адресата. Отдельное место в лексикографических исследованиях принадлежит проведению ассоциативного эксперимента, результаты которого (дополнительная помета к лексическим единицам) могут быть непосредственно использованы лексикографами в процессе моделирования словарной статьи. Создание терминологических изданий приобретает отдельную популярность в практической лексикографии. Формируются новые отрасли знаний, что ведет к появлению новых терминов, которые необходимо включать в словари. Такие справочники традиционно публикуются в печатном варианте, однако в настоящее время появляется большое количество электронных специальных изданий, моделирование которых происходит с помощью различных лингвистических и математических методов.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): ГРИГОРЬЕВА Е. М.
Сохранить в закладках
Психологические предикторы панических атак при нарушениях сна (2025)

Актуальность исследования определяется распространенностью панических атак, их негативным влиянием на здоровье и качество жизни, а также необходимостью выявления психологических факторов, способствующих ночным приступам паники, которые в настоящее время остаются недостаточно изученными. В последнее время наблюдается увеличение числа больных с синдромом панических атак, в том числе подростков и студентов, что затрудняет процесс обучения и в целом снижает качество жизни и здоровья. Целью данного исследования является выявление индивидуально-психологических особенностей пациентов с паническим расстройством в качестве психологических предикторов ночных панических атак для повышения эффективности психологической помощи. Объектом исследования выступает клиничко-психологические особенности панического расстройства. Предметом исследования являются психологические предикторы панических атак при нарушениях сна. В исследовании участвовали 29 пациентов с установленными диагнозами «Паническое расстройство» (F41.0) и агарофобия (F40.0) в возрасте 21-43 лет. Длительность панических атак от одного года до двенадцати лет. Методы исследования: методы клинико-психологической диагностики (анкетирование, тестирование, проективные методы), методы математической статистики. Результаты исследования показали, что для пациентов с частыми приступами паники в ночное время характерно более тревожное переживание болезни, сопровождающееся выраженными страхами перед приступами паники, тревоге за свое будущее и отношением к социальному окружению как основному источнику тревоги, чем пациентов с редкими приступами паники в ночное время. Для пациентов с частыми приступами паники в ночное время характерно более выраженное смещение локуса контроля в сторону экстернальности в области межличностных отношений и в отношении здоровья. Для пациентов с частыми приступами паники в ночное время характерна интрапсихическая направленность личностного реагирования на болезнь, тогда как для пациентов с редкими приступами паники в ночное время характерна внутренняя картина болезни без выраженных нарушений психической и социальной адаптации. Перспективы исследования связаны с расширением выборки в аспекте изучения проявления панических атак у учащейся молодежи, проявлений совладающего поведения, а также создания комплексных программ психологической помощи и профилактики нарушений психического здоровья.

Издание: ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Величко Юлия Александровна, Стоянова Ирина Яковлевна, Кузьмина Анна Сергеевна
Сохранить в закладках